ИТОГИ ФОТОКОНКУРСА!

КОНТАКТЫ

ПРИЕМ ГРАЖДАН

ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ

ЭЛЕКТРОННОЕ ОБРАЩЕНИЕ

ГРАФИК ПРИЕМА ГРАЖДАН ГУЗО

Главное управление по здравоохранению Брестского облисполкома

ПАМЯТКА путешественникам

Портал рейтинговой оценки

Качество-услуг.бел

Дрогичин - здоровый город

Ваши предложения в проект

ЕДИНЫЕ ДНИ ЗДОРОВЬЯ

Эпидситуация. Клещи

ЭКСПРЕСС ТЕСТ ВИЧ

Психологическая помощь

Эпидситуация по ВИЧ/СПИД

Определи ИМТ

Календарь прививок

профилактических прививок

проект POMOGUT.BY

Помощь курильщику

Это все еще я!

ВИЧ/СПИД

Видеоролик

Безопасное питание

ОСТАНОВИ НАСИЛИЕ!

СТРАНИЧКИ ИСТОРИИ ЦГиЭ

Наш баннер

ЕРИП

НОВОСТИ

04 апреля 2016 г.
Что такое ЗПР?

Эти три буквы есть не что иное, как задержка психического развития. Последние несколько лет к проблеме ЗПР наблюдается повышенный интерес, вокруг нее ведется множество споров. Все это связано с тем, что само по себе такое отклонение в психическом развитии очень неоднозначно, может иметь множество различных предпосылок, причин и следствий.

Что страдает.

Задержка психического развития – это психическое расстройство, связанное с задержкой в эмоциональном и интеллектуальном развитии ребенка. Это расстройство является более легким, чем, например, олигофрения, и поддается лечению. Основные трудности, которые испытывают дети с ЗПР, связаны прежде всего с социальной адаптацией (в т. ч. школьной) и обучением. Нужно также отметить, что у каждого отдельно взятого ребенка ЗПР может проявляться по-разному и отличаться и по времени, и по степени проявления. Но, несмотря на это,  можно попытаться выделить круг особенностей развития, характерных для большинства детей с ЗПР.

Наиболее ярким признаком ЗПР исследователи называют незрелость эмоционально-волевой сферы; иначе говоря, такому ребенку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо. А отсюда неизбежно появляются нарушения внимания.  Также у детей с ЗПР страдает восприятие. Например, ребенку может быть сложно узнать известные ему предметы в незнакомом ракурсе. Часто нарушены скорость восприятия и ориентировка в пространстве.

Если говорить об особенностях памяти у детей с ЗПР, то здесь обнаружена одна закономерность: они значительно лучше запоминают наглядный (неречевой) материал, чем вербальный. Кроме того, установлено, что после курса специального обучения различным техникам запоминания показатели ребят с ЗПР улучшались даже по сравнению с нормально развивающимися детьми.

ЗПР нередко сопровождается проблемами речи, связанными в первую очередь с темпом ее развития. Так, в одном случае это может быть лишь некоторая задержка речевого развития или даже соответствие нормальному уровню развития, тогда как в другом случае наблюдается нарушение лексико-грамматической стороны речи.

У детей с ЗПР наблюдается отставание в развитии всех форм мышления; оно обнаруживается в первую очередь во время решения задач на словесно-логическое мышление. К началу школьного обучения дети с ЗПР не владеют в полной мере всеми необходимыми для выполнения школьных заданий интеллектуальными операциями (анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование).

При этом ЗПР не является препятствием на пути к освоению общеобразовательных программ обучения, которые, однако, требуют определенной корректировки в соответствии с особенностями развития ребенка. С этой целью создаются интегрированные группы в детских садах (например, ясли-сад №3 г. Дрогичина), а также интегрированные классы в школах (например, СШ №1 г. Дрогичина). Такие группы и классы посещают не только дети с теми или иными особенностями психического развития, но и их обычные здоровые сверстники, причем последние составляют абсолютное большинство.

О профилактике.

Диагноз ЗПР появляется в медицинской карте чаще всего ближе к школьному возрасту, лет в 5-6, либо уже тогда, когда ребенок сталкивается непосредственно с проблемами в обучении. А ведь при своевременной и грамотно построенной коррекционно-педагогической и медицинской помощи возможно частичное и даже полное (!) преодоление данного отклонения в развитии. Проблема в том, что диагностирование ЗПР на ранних стадиях развития происходит не так часто, как это хотелось бы, чаще всего по причине позднего обращения родителей.

Таким образом, на первое место выходит профилактика ЗПР. Рекомендации по этому поводу, ничуть не отличаются от тех, которые можно дать любым молодым родителям: это в первую очередь создание максимально благоприятных условий для протекания беременности и родов, пристальное внимание к развитию малыша с первых же дней его жизни. Последнее одновременно дает возможность вовремя распознать и скорректировать отклонения в развитии.

В первую очередь, необходимо показать новорожденного невропатологу. Сегодня, как правило, все дети после 1 месяца отправляются на обследование к этому специалисту. Даже если и беременность, и роды прошли идеально, ваш малыш прекрасно себя чувствует, и нет ни малейшего повода для беспокойства - не поленитесь и посетите врача.

Специалист, проверив наличие или отсутствие различных рефлексов, которые, как известно, сопровождают ребенка на протяжении всего периода новорожденности и младенчества, сможет объективно оценить развитие малыша. Также врач проверит зрение и слух, отметит особенности взаимодействия со взрослыми. Зная возрастные показатели нормы, Вы и сами сможете следить за психомоторным развитием крохи. Обязательно ознакомьтесь с этой информацией, и, если появились хоть малейшие подозрения - немедленно отправляйтесь на прием к врачу.

Если вы уже побывали на приеме, и доктор счел нужным прописать лекарства, не стоит пренебрегать его рекомендациями. А если сомнения не дают покоя, или врач не внушает доверия, покажите ребенка другому, третьему специалисту, задавайте волнующие вас вопросы, постарайтесь найти максимальное количество информации.

Если вас смущает лекарство, выписанное доктором, не стесняйтесь расспросить о нем поподробнее, пусть врач расскажет, как оно действует, какие вещества входят в его состав, почему именно оно необходимо вашему ребенку. Ведь часто под угрожающе звучащими названиями скрываются относительно "безобидные" препараты, выполняющие роль своего рода витаминов для мозга.

Конечно, многие врачи неохотно делятся подобными сведениями, не без основания считая, что нет необходимости посвящать в чисто профессиональные дела людей, не имеющих отношения к медицине. Но попытка - не пытка. Если же не удалось побеседовать со специалистом, постарайтесь найти людей, столкнувшихся с аналогичными проблемами. Но, конечно, не стоит принимать на веру все высказывания родителей, ведь большинство из них не имеют медицинского образования, а лишь делятся своим личным опытом и наблюдениями. Эффективнее будет воспользоваться услугами специалистов коррекционного центра, которые смогут дать квалифицированные рекомендации и при необходимости провести повторную консультацию.

Стоит ли говорить, что малыш с теми или иными нарушениями в развитии нуждается в тепле маминых рук, ее ласковом голосе, доброте, любви, внимании и понимании в тысячу раз больше своих здоровых сверстников?!

Врач-психотерапевт                                             Гутовец Алена Владимировна


Количество просмотров: Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!


Вернуться в раздел НОВОСТИ

РЕКОМЕНДАЦИИ ВОЗ

Коронавирус COVID-19

РЦГЭиОЗ

ВСЕ О КОРОНАВИРУСЕ

Переводчик

Конвертер валют НБ РБ

Конвертер валют НБРБ

ЧЕК-ЛИСТЫ

Портал Президента РБ

Правовой портал

Новости Беларуси

Беларусь в цифрах

ЕЭК

ГОССТАНДАРТ

БелМАПО

сайт ВОЗ

Сайт МЗ РБ

Cайт ГУ "РЦГЭиОЗ"

Cайт ГУ "БОЦГЭиОЗ"

сайт ЦРБ

Cайт РИК

Сайт РОО (Дрогичин)

Сайт Медвестника

Cайт районной газеты

Дрогичин Телекомпания

Веб-портал по СПИДу

Интернет-портал

Википедия