Аутизм – проблема, которая во всем мире с каждым годом становится все более актуальной.
Когда-то это заболевание было редким явлением, в настоящее время, участились случаи аутизма и не потому, что их стало больше, а потому, что это заболевание стало лучше диагностироваться. Аутизмом страдает примерно 1% детского населения. Среди мальчиков заболевание встречается чаще, чем среди девочек.
Об актуальности этой проблемы во всем мире говорит тот факт, что решение считать 2 апреля - днем распространения информации о проблемах аутизма было принято ООН, а не ВОЗ, потому что об этом заболевании мало кто знает, и родители не всегда придают значение симптомам аутизма, которые возникают у детей.
Аутизм - это определенное нарушение психофизического развития, которое проявляется в течение первых лет жизни. У таких детей нарушено восприятие мозгом сигналов, которые поступают из внешнего мира.
Они не способны адекватно пользоваться взглядом глаза в глаза, мимикой, позами, жестами;
они не способны развивать отношения со сверстниками;
не умеют пользоваться поддержкой других людей для того, чтобы успокоиться и получить сочувствие в периоды стресса;
отсутствует спонтанный поиск обмена радостью;
эти дети отстают в речевом развитии: они либо не умеют пользоваться разговорным языком, либо у них он отсутствует. У таких детей отсутствует гуление;
эти дети не способны начать и поддержать разговор, у них нет потребности в речевом развитии;
у них отсутствует игра-имитация.
При аутизме умственное развитие может быть на любом уровне, но примерно у ¾ детей, страдающих аутизмом, имеется отчетливая умственная отсталость.
Очень долго при аутизме дети не могут освоить навыки самообслуживания (самостоятельно есть, умываться, одеваться). Они слабо реагируют на различные зрительные и слуховые раздражители, иногда кажутся глухими и слепыми;
Мимика аутичного ребенка бедна, маловыразительна;
Они часто ведут разговоры сами с собой, о себе говорят во втором или третьем лице, им не понятно значение местоимения «Я».
Аутичные дети очень плохо переносят любые изменения в окружающей обстановке (например: перестановку мебели, появление новой игрушки). Они предпочитают игрушкам неигровые предметы (веревочки, спичечные коробки, бутылочки и т.п.) и совсем не интересуются игрушками.
Ранний аутизм можно заподозрить практически сразу после рождения.
У ребенка на 1-ом году жизни проявляется недостаточность привязанности к матери.
Иногда аутизм проявляется в возрасте 2,5-3 лет, после периода нормального развития в раннем детстве.
При детском аутизме могут наблюдаться и другие признаки.
Внезапные вспышки гнева, раздражения или страха, не вызванные какими-либо очевидными причинами. Иногда такие дети либо гиперактивны, либо растеряны. Поведение может быть с самоповреждениями в виде ударов головой, кусания, царапания, вырывания волос. Иногда отмечаются нарушения сна, энурез, энкопрез, проблемы с питанием.
Причина данного заболевания пока не установлена. Имеются предположения, что симптомы аутизма возникают в результате изменений в системах мозга в процессе его развития под воздействием различных внутренних и внешних факторов.
Что делать родителям?
Во-первых, обратиться за квалифицированной медицинской помощью к психиатру.
Во-вторых, проявлять терпение, доброту и всегда верить в успех.
Дети-аутисты болезненно воспринимают любые действия, выходящие за рамки привычных, поэтому с таким ребенком надо придерживаться определенного режима дня, нужно научить ребенка слову «стой». Необходимо, как можно больше, беседовать с ребенком, даже если он остается при этом безучастным; нужно помнить, что такой ребенок нуждается в общении больше, чем любой другой.
Важно соблюдать осторожность в общении ребенка с животными, так как такие дети часто проявляют агрессию к животным.
Для детей с аутизмом необходимы особые условия, формы и методы обучения и воспитания. С аутичными детьми должны работать психологи, которые направляют свои занятия на преодоление и смягчение трудностей в общении, на формирование целенаправленного поведения и элементарных бытовых навыков самообслуживания.
Медико-педагогическая и психологическая помощь наиболее продуктивна на основных этапах формирования личности (до 5-7 лет).
И самое главное правило - ребенка стоит принимать таким, каков он есть, не сравнивая с остальными детьми. Он не лучше и не хуже их, он просто другой…
Врач-психиатр УЗ "Дрогичинская ЦРБ" В.А.Гузаревич